Истории
Добавить историю
Начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось настоящим бумом производства автомобилей в Японии. Так в 1930 занялась производством транспортных средств Daihatsu, а в 1933 году образовалась компания Jidosha-Seido Ltd. — будущая Nissan. В том же году решает попробовать свои силы в производстве автомобилей и компания Toyoda Automatic Loom Works, занимавшаяся в те годы созданием текстильных станков (по лицензии австрийского производителя Platt Brothers), а ныне известная по всему миру как просто Toyota.
Сейчас уже трудно сказать, что заставило пойти основателя компании Сакиту Тойоду (Sakichi Toyoda) на столь неожиданный шаг. Видимо время тогда в стране Восходящего Солнца было такое — автомобильное. Немалую роль сыграла и поддержка подобных начинаний со стороны правительства. Во главе нового подразделения стал сын основателя — Киитиро Тойода (Kiichiro Toyoda).
К 1935 году была разработана первая модель легкового автомобиля, что получила незамысловатое название Model A1. В 1936 году она пошла в массовое производство под названием Model AА. Параллельно с ней была произведена и первая модель грузовика, названная Model G1. Автомобильное же подразделение компании, добившееся успеха, с 1937 года стало называться Toyota Motor Co., Ltd. и было выделено в отдельную компанию. Обратите внимание, уже не «Toyoda», но «Toyota» — эстетствующие японцы предпочли несколько изменить название, сделав его более благозвучным (для японского уха).
|
Toyota Model AA |
Вторая мировая война принесла с собой военные заказы — грузовики для императорской армии. Собирались они в условиях жесточайшей экономии (к примеру, на них устанавливалась лишь одна фара) до тех пор, пока американская авиация не разбомбила полностью заводы компании.
Окончание войны принесло с собой жесточайший кризис. Однако, Toyota Motor все же вывела на рынок небольшой автомобильчик Model SA. Некоторое время компания находилась на грани выживания, едва сводя концы с концами. Выжить помогла война — на этот раз корейская. В 1950 году было создано подразделение Toyota Motor Sales Co., что занималось продажами (оно просуществует до 1982 года).
Особой вехой в истории компании стал 1956 год, когда продажи автомобилей Toyota стартовали в США — это были модели Crown и Land Cruiser. Реализацией продукции на американском рынке занималось подразделение Toyota Motor Sales, U.S.A. Несмотря на то, что были допущены некоторые ошибки, Toyota удалось не только закрепиться на американском рынке, но и неплохо там ассимилироваться. Постепенно начинаются эксперименты (удачные) и с другими зарубежными рынками. Так, в начале шестидесятых Toyota приходит в Европу и Австралию. Тогда же появляется и первый зарубежный завод компании.
В 1962 году с конвейера сошел миллионный автомобиль. 1966 год примечателен тем, что появляется Corolla, которой суждено было стать одной из самых популярных моделей компании — выпускается она и по сей день. А в 1967 году к Toyota присоединяется Daihatsu Motor.
|
Toyota Corolla |
В 1972 году новый юбилей — десятимиллионный автомобиль. А разразившийся годом позже нефтяной кризис добавил популярности небольшим и экономичным Toyota. Особенно в США. Автомобили американских производителей не обладали столь скромными аппетитами и столь высоким качеством.
В 1982 году происходит объединение Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. в единую Toyota Motor Corporation. Еще одно знаменательное событие тех лет — рождение марки Lexus.
Примечательными были и девяностые годы: в 1992 году открывается дизайнерская студия Tokyo Design Center; создаются дочерние исследовательские компании, такие как Toyota System Research Inc. и Toyota System International Inc.; рождается серия Prius, автомобилям которой суждено было стать самыми популярными гибридными авто в мире; открываются первые СЦ на территории СССР; Toyota выкупает оставшиеся акции и становится окончательным владельцем Daihatsu Motor.
|
Toyota Tundra |
На сегодняшний день, Toyota Motor Corporation — один из крупнейших автопроизводителей в мире, с конвейеров которого сходят миллионы автомобилей ежегодно. Помимо своего основного направления, занимается компания и оказанием финансовых услуг. На Toyota работают сотни тысяч человек по всему миру. Производятся такие популярные и известные марки, как Yaris, Auris, Avensis, RAV4, Prado и другие. Очень активна компания в различных спортивных состязаниях, будь то раллийные гонки или Формула 1.
Неудачными для Toyota оказались последние годы первого десятилетия 21-го века. Впервые с 1950 года компания рапортовала об убытках. К тому же по миру прокатилось несколько скандалов, связанных с надежностью ее автомобилей — также впервые с неизвестно каких лет.
Интересные факты:
Одной из причин смены названия с «Toyoda» на «Toyota» явилось не только благополучие, но и «благописание» — дело в том, что во втором случае название записывается катаканой (японской азбукой) при помощи восьми штрихов. А восемь в Японии — это счастливое число.
Длительное время логотип у компании как таковой отсутствовал, а надпись «Toyota» на автомобилях делалась совершенно по разному. Это вызывало множество проблем. Наконец, в 1989 году был создан логотип, используемый и поныне. Он считается одним из самых узнаваемых в мире. Два овала образующие литеру «Т», по заявлению дизайнеров, означают взаимовыгодные отношения, а овал, в котором они находятся, символизирует собой далеко идущие планы компании, стремящейся к мировому господству.
Чупа Чупс — мы заставим весь мир сосать!
Chupa Chups — испанская компания, производящая конфеты на палочке. Основана в 1958 году Энрике Бернатом. В настоящее время принадлежит голландско-итальянской транснациональной корпорации Perfetti Van Melle. Название происходит от испанского глагола chupar, означающего «сосать».
До конца 50-х годов XX века конфеты были разных форм и цветов. И все дети, просто потому, что они дети, то и дело доставали конфеты изо рта, чтобы рассмотреть, поболтать с друзьями, спрятать их от родителей или просто положить в карман, чтобы съесть потом. И дети, и конфеты выглядели страшно неаккуратно.
Липкие дети – недовольные родители.
В 1958 году любителя сладостей Энрике Бернат внезапно осенила мысль: миру нужна «конфета, которую можно было бы есть, как вилкой», и к всеобщей радости детей и родителей он создает универсальную конфету на палочке!
Чистые дети – спокойные родители.
Для революционных леденцов нужно было придумать броское имя. Сначала Энрике хотел назвать леденцы «Гол» («Gol»), представив, что конфета – это футбольный мяч, а открытый рот – футбольные ворота.
Но название оказалось недостаточно привлекательным, поэтому онобращается в рекламное агентство, которое создает новое название – Чупс. И тут свое слово сказали главные покупатели – дети!
Зажигательная рекламная песенка оказалась настолько популярной, что изменила название конфеты! По всей Испании дети пели «Chupa, chupa, chupa Chups». И благодаря песенке леденцы стали называть Чупа Чупс.
Кстати, Бернат первым придумал новый коммерческий ход, он выдвинул требование магазинам выставлять леденцы на продажу в кассовой зоне на высоте, доступной детским рукам, а не на полках за прилавком, как это было принято в то время.
В 2008 году Чупа Чупс отметил свой 50-летний юбилей, в котором участвовали любители этой карамели со всего мира. Многочисленные мероприятия проходили в разных странах в течение всего года:
большая вечеринка учащихся в Германии, скайблог во Франции, вечеринка «The Suck for luck» на Филлипинах и множество других. Вершиной празднества стал грандиозный концерт MTV в Барселоне.
Тот факт, что логотип Chupa Chups нарисовал Сальвадор Дали, достаточно широко известен. Однако демонстрация этого знания неизменно делает человека с леденцом во рту очень загадочным и интересным. Связать свой бренд с массовой или даже элитарной культурой — мечта любого маркетолога.
Как превратить 5 долларов в 650$?
Тина Силиг – преподаватель Стэнфорда, которая ведет курс по предпринимательству и инновациям. Тина говорит, что среди ее знакомых закрепилось такое определение предпринимателя: «Предприниматель — это человек, который всегда занимается выявлением проблем, превращением их в возможности и поиском креативных способов использования ограниченных ресурсов для достижения целей».
Курс Тины начинается с того, что команды студенты получают 5 долларов стартового капитала и за 2 часа они должны придумать, как их приумножить за выходные. А понедельник команды должны подготовить презентацию на 3 минуты, чего они добились. Что делать? Одна команда купила насос и стала подкачивать велосипедные колеса в студенческом городке. Другая команда стала бронировать места в популярных ресторанах, а потом продавать их в час пик. Но больше всего заработала команда, которая посмотрела на задание с другой стороны. Они решили, что ценность не в 5 долларах, а в 3 минутах времени в понедельник. Студенты нашли компанию, которая хотела бы нанять на работу выпускников Стэнфорда и продали им 3 минуты презентации в понедельник за 650 долларов. Вот это и называется прорывное мышление!
Про угги – мягкие сапожки из овчины – слышал каждый. На сегодняшний день они уверенно лидируют в списке самой продаваемой обуви в мире, а буквально пару лет назад издание Footwear News признало марку UGG «Брендом года». Эти замшевые сапоги слегка несуразны, но вместе с тем и предельно удобны. Они прошли долгий путь к успеху и потому в полной мере заслужили свою популярность.
Изобрели угги австралийские пастухи. Создав эти сапоги на мягкой подошве, они использовали их для разного рода сельскохозяйственных работ. Снаружи угги покрывала пористая замша, внутри была овчина. Как результат — в этой обуви было не холодно и не жарко, сапоги идеально подстраивались под температурные условия окружающей среды. Вот только внешний вид их был оценен не так высоко, как качество. Практически сразу же эта обувь получила название «Ugly boots» («Страшные ботинки»), которое, в конце концов, и сократилось до привычного нам слова – uggs (угги).
Рабочие Австралии были не единственными, кто с удовольствием использовал угги. Их облюбовали также летчики I и II мировых войн, ноги которых начинали мерзнуть на большой высоте. Позже овчинные сапожки приобрели популярность среди лыжников и виндсерферов, причем последние и поспособствовали началу бума на эту обувь. А, точнее, в широкие массы угги вывел виндсерфер Брайан Смит, который привез их впервые в США. Он основал компанию Ugg Holdings Inc и зарегистрировал марку UGG Australia, а затем продал свое детище американской компании Deckers Outdoor Corporation за 15 млн долларов.
Брайан Смит стал не первым, кто проникся идеей теплых сапожек. За семь лет до него другой серфингист – Шейн Стедман – зарегистрировал в Австралии товарный знак Ugh boots. Собственно, именно Шейн и разработал знакомый нам сегодня дизайн овчинных сапог. Позже, когда Deckers Outdoor Corporation выкупила торговую марку Ugg Australia, они обратились также и к Шейну с предложением купить его бизнес и, таким образом, убрать конкурента. Шейн дал свое согласие на сделку за 10 000 фунтов и три пары сапог UGG Australia в год до конца его дней.
Deckers Outdoor Corporation производит далеко не только угги. Сегодня компания создает обувь шести разных брендов — Teva, Simple Shoes, Sanuk, Tsubo, Ahnu и Mozo. Каждая из этих марок имеет свою особенность. Так, к примеру, Mozo предназначена для людей, много часов в день проводящих на ногах, а Ahnu идеально подходит для любителей пеших прогулок и активного отдыха. При этом, каждый бренд — лидер в своей собственной категории. Например, в ботинках Mozo работают повара и другие кулинарные работники по всей территории США.
Несмотря на высокое качество и удобство угги вряд ли бы стали столь популярны, не поспособствуй этому голливудские знаменитости. Так, к примеру, Опра Уинфри однажды купила целых 350 пар овчинных сапог и заставила обуться в них всех членов съемочной группы. Периодически во время своих передач она также упоминала об удобстве этих сапожек. Не раз встречаются угги и в кино. Так, например, в качестве домашних тапочек их использовал герой Тома Круза в фильме «С широко закрытыми глазами». Ну а после того, как папарацци удалось заснять прогуливающихся в уггах Бритни Спирс, Дженнифер Энистон, Сару Джессику Паркер, Брюса Уиллиса и Брэда Пита, бум на эту обувь уже было не остановить.
На сегодняшний день угги – одна из наиболее часто подделываемых марок обуви в мире. Как только они приобрели популярность, прилавки магазинов наводнили их копии. А потому не удивительно, что Deckers Outdoor Corporation уделяет так много внимания различным признакам подлинности продукции. Так, например, в левый ботинок каждой пары угг вшит соответствующий ярлычок. Если этот ярлычок вы перевернете вверх ногами, то логотип на нем поменяет свой цвет с черного на белый. Сапоги же из последней коллекции и вовсе имеют ярлычок с 3D-эффектом.
Пожалуй, ни одной компании не приходилось вести столь жестокую войну за свой товарный знак, как компании Deckers. В начале 2000-х австралийские производители обуви объединились в Ассоциацию производителей товаров из овчины. Их целью было доказать, что «ugg» — это наименование вида товара и уж вовсе не товарный знак. Однако, в ходе многочисленных судебных заседаний компании удалось-таки отстоять законность регистрации «ugg» в качестве своего товарного знака. Сегодня это слово не имеет права использовать ни один другой производитель обуви, а товарный знак UGG Australia уже официально зарегистрирован в более чем ста двадцати странах мира, включая США, Европу и Азию.
Джоан Роулинг – вот уж чья история действительно может претендовать на статус сказочной. Ведь историй о том, как бедная учительница становится мультимиллионером, не так уж и много.
Она родилась 31 июля 1965 года в небольшом городке Йэйт в Англии. В детстве Джоан была маленькой, пухленькой девочкой, носившей очки. Она росла фантазеркой, постоянно что-то выдумывала, то, чего не было на самом деле, и очень любила рассказывать ею же сочиненные, удивительные сказочные истории. Окончив школу, Джоан решила поступить в Оксфорд. Она успешно сдала вступительные экзамены, ее фамилия попала в список кандидатов, однако студенткой престижного университета она так и не стала. После провальной попытки стать студенткой Оксфорда Роулинг поступила в университет городка Экзетер, выбрав специализацию «Филология». Получив образование, Джоан переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы. Она была и секретарем-переводчиком, и работала в исследовательском отделе «Международной амнистии», но понимала, что ей ничего не подходит.
Однажды, в 1990 году, когда Джоан ехала из Манчестера в Лондон, поезд задержали на четыре часа прямо в дороге. От скуки она выглянула в окно и в этот момент в ее сознание «пришла полностью сформированной» идея романа о Гарри Поттере. В ее воображении возник ясный образ черноволосого мальчишки в круглых очках и со шрамом на лбу. Джоан четко понимала, что этот мальчик — волшебник, что скоро его пригласят в школу волшебства, и тут все начнется… По возвращении домой Джоан тут же села за письменный стол и начала писать. В один из дней квартиру, в которой она жила, ограбили (воры унесли даже несколько памятных вещей, оставшихся от матери, к счастью, коробка из-под туфель, полная набросков к «Гарри Поттеру», их не заинтересовала, Джоан в то время не знала, что именно эти наброски являются ее главной драгоценностью), и Джоан пришлось переселиться в небольшой отель на окраине. В новом жилище было неуютно и очень холодно. Радовало только одно — здесь было тихо, и никто не мешал писать.
В этом же году умерла ее мама. Джоан вспоминала: «В 26-летнем возрасте, в попытке уйти от отчаяния, я уехала в Португалию, где получила работу преподавателя английского языка в институте иностранных языков. Я взяла с собой рукопись о Гарри Поттере, надеясь, что мои новые рабочие часы (я преподавала днем и вечером) предоставят мне возможность поработать над романом, который весьма изменился с тех пор, как моя мать умерла.»
В Порту она познакомилась со своим будущим мужем — Жоржи Арантесом. В 1992 году состоялась их свадьба. Вскоре Жоржи призвали на армейские сборы, и несколько месяцев он отсутствовал. Пока мужа не было дома, Джоан написала три первые главы «Философского камня». По возвращению муж долго не мог найти работу, и Джоан пришлось работать почти до самого рождения дочери. 27 июля в 1993 году у них родилась Джессика. Спустя всего лишь пару месяцев после рождения дочери муж избил и выгнал Джоан с младенцем на руках из дома. Было 5 часов утра, на руках у нее посапывала трехмесячная дочурка. Ей ничего не оставалось, и Джоан отправилась к единственному родному и близкому человеку — к сестре в Эдинбург. Домой.
К концу 1993 года Роулинг в буквальном смысле достигла дна. Она возвращается в Британию без работы, без семьи, без денег. На руках была только шестимесячная дочка и три главы нового романа. Став матерью-одиночкой, почти нищей, она была вынуждена жить на государственное пособие. Роулинг получала 70 фунтов в неделю, которые полностью уходили на скудную еду и кое-какую одежку для Джесси. А вот на памперсы денег уже не хватало. «Это был вызов. Если бы я не начала писать, я бы сошла с ума. К тому же я понимала, что если не допишу книгу в ближайшее время, то не допишу ее никогда. Иногда я фактически ненавидела книгу и в то же самое время я ее любила.» «Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чем-либо еще, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался, и я все еще была жива, у меня все еще была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь.»
Назло обстоятельствам, новый роман в 1995 году появляется на свет. Отправив рукопись литературным агентам и издателям, Джоан с нетерпением ожидала отзывов. Спустя некоторое время ответы пришли: «Слишком сложно для детей», «Слишком длинно», «Детям это будет неинтересно», «Что-то подобное мы уже читали», «Это сказка сентиментальной домохозяйки»… Начинающей писательнице показалось, что жизнь теряет смысл… Младшая сестра пришла на помощь, заявив, что Роулинги не сдаются, и убедила отослать главы другому литературному агенту, Кристоферу Литтлу.
Однако он не интересовался детской литературой, поэтому сразу же отправил рукопись в архив. И тут все решил случай: молодая служащая агентства, которой было любопытно, что лежит в завалах, прочла выброшенные главы из «Гарри Поттера». Сюжет ей настолько понравился, что она решила вновь положить текст на стол агента. Литтл прочел и… решил немедленно заняться рекламой книги. Его фирма «Christopher Little Literary Agents» согласились представлять Роулинг во время поисков издателя. Текст был отправлен в двенадцать издательств, все из которых отвергли рукопись. Год спустя, когда Джоан уже начала отчаиваться, книга, наконец, получила зеленый свет (и 1500 фунтов аванса) от редактора Барри Каннингема из лондонского издательства Bloomsbury. Решением о публикации книги Роулинг, видимо, во многом обязана Алисе Ньютон, восьмилетней дочери председателя Bloomsbury, которой отец дал прочесть первую главу и которая сразу же потребовала продолжение. Каннингем говорил, что хотя Bloomsbury согласился опубликовать книгу, он советовал Роулинг найти дневную работу, так как у нее было мало шансов заработать на детских книгах. Ролинг устроилась работать преподавателем французского языка. Однако вскоре после этого, в 1997 году, Роулинг получила грант в размере 8 тысяч фунтов от Scottish Arts Council на то, чтобы она продолжила писать.
В июне 1997 года Bloomsbury опубликовал «Философский камень» с начальным тиражом в 1000 экземпляров, 500 из которых были распространены среди библиотек (сегодня эти первые экземпляры стоят от 16 до 25 тысяч фунтов). В день презентации Джоан должна была читать отрывки из своей книги посетителям магазина. Никому не известную писательницу пришли послушать всего несколько человек, тем не менее она чувствовала себя счастливой. Когда читатель распробовал сказку, начался бум. Пять месяцев спустя книга получила свою первую награду — Nestlé Smarties Book Prize. В феврале роман получил премию British Book Award как детская книга года, а позже — премию Children’s Book Award. В начале 1998 года в США был проведен аукцион за право на публикацию романа, который выиграло издательство Scholastic Inc. за 105 тысяч долларов. По словам Роулинг, она «чуть не умерла», когда узнала об этом. В октябре 1998 года Scholastic опубликовал в США «Философский камень» под названием «Гарри Поттер и волшебный камень».
Магия, волшебники, сказочный антураж — все это буквально просилось на большой экран. Неудивительно, что экранизации не заставили себя ждать. В 1998 году права на съемку выкупает Warner Bros. Pictures за скромные 1,5 миллиона долларов. Правда, оговаривались отчисления с продаж и плотное участие Роулинг в подготовке проекта. При довольно солидном бюджете в 125 миллионов долларов в прокате фильм окупился многократно, не добрав буквально копеек до престижной отметки в миллиард долларов. Это было больше, чем у другой масштабной фэнтезийной экранизации — вышедшая буквально через месяц после премьеры «Гарри» первая часть «Властелина колец» не дотянула и до 900 миллионов. В сердцах поклонников Роулинг обошла самого мэтра и создателя жанра фэнтези Джона Толкиена.
Когда писательница вступила в клуб миллионеров, заголовки типа «Нищая мать-одиночка получает шестизначные суммы!» украсили практически все газеты. Незаметная и никому ранее не известная женщина превратилась в предмет особого интереса журналистов, которые без конца копались в подробностях ее личной жизни. В память об этих днях она создала образ нечистоплотной журналистки в следующей книге о Гарри Поттере. Четвертая книга, «Гарри Поттер и Кубок огня», была выпущена одновременно в Великобритании и США 8 июля 2000 года и побила рекорды продаж в обеих странах. 372 775 экземпляров книги было продано в Великобритании в первый же день — почти столько же экземпляров предыдущего романа было продано в течение первого года. В США было продано три миллиона экземпляров книги в первые 48 часов, что побило все рекорды продаж. Роулинг получила премию British Book Awards как автор года. На своем пути к заветной мечте Джоан Роулинг пришлось испытать немало трудностей, но умение доводить начатое дело до конца привело писательницу к желаемому – на самую вершину литературного Олимпа. Роман «Гарри Поттер и Дары смерти», изданный 21 июля 2007 года, побил рекорд своего предшественника как наиболее быстро продаваемая книга всех времён. В первый день в Великобритании и в США было продано 11 миллионов экземпляров. Последнюю главу книги Роулинг написала «где-то в 1990 году». Когда она еще работала над последней книгой, она снялась в документальном фильме «J K Rowling… A Year In The Life», который был показан в Великобритании на ITV 30 декабря 2007 года. В нём Роулинг посетила свою старую квартиру в Эдинбурге, где она закончила свою первую книгу о Гарри Поттере. Впервые вернувшись в эту квартиру, она растрогалась до слёз, сказав: «Именно здесь я действительно полностью повернула мою жизнь».
Сегодня книги Джоан Роулинг переведены на 65 языков, продано более 500 000 000 экземпляров. Состояние Джоан Роулинг оценивается в один миллиард долларов! Сегодня она — самый высокооплачиваемый писатель нашего времени. Романы о Гарри Поттере принесли автору множество наград и невероятный успех. Принц Чарльз удостоил ее Орденом Британской империи за выдающийся вклад в детскую литературу.
В 2012 году Forbes не включил Роулинг в рейтинг богатейших людей, заявив, что она утратила статус миллиардера из-за пожертвований на благотворительность. Например, Джоан Роулинг оказывает поддержку таким организациям, как «Разрядка смехом», а в 2010 году перевела на счет Клиники регенеративной неврологии 10 миллионов фунтов, которая занимается исследованием и лечением рассеянного склероза, от которого умерла ее мать Энн Роулинг. Клиника, созданная писательницей при Эдинбургском университете, носит имя ее матери.
В Гарварде в 2008 году, Роулинг сказала: «Главным шагом для меня стало избавление от несущественных занятий. Я перестала переубеждать себя, что я ничего в этом мире не значу и направила всю свою энергию на то, чтобы закончить главную работу, которая действительно для меня что-то означала. Если бы я делала что-нибудь еще, я никогда не смогла бы найти в себе решимости добиться успеха в одной области, к которой действительно принадлежала. Так написание книг стало прочным фундаментом, на котором я и восстановила мою жизнь.» «Пусть над вами смеются, пусть вас считают гадким утенком — не ждите от общества, а зачастую — даже от близких людей, что они скажут вам самые главные, самые важные слова: «Я верю в твой успех! Я верю в тебя! Я верю в твое будущее!» Вы, скорее всего, этого никогда не услышите. Главное — повторять их себе самому!»
«Если бы кто-то спросил меня о моем рецепте счастья, я бы ответила, что сначала надо выяснить, что тебе больше всего в жизни нравится делать, а затем найти того, кто будет тебе за это платить. Я считаю большой удачей то, что мое занятие меня содержит»
«Все люди хотят, чтобы их жизнь была удобной. Но мудрость гласит: жизнь есть страдание. Мне очень нравятся эти слова. Потому что жизнь не обязана быть удобной. И в этом я нахожу успокоение — для себя и для всех, кто запутался в жизни. Вы найдете выход. А я — уверена — еще обязательно вляпаюсь в какие-нибудь неприятности. Надеюсь только, что они будут немного меньшего масштаба, чем прежде.»
Джоан Роулинг – это очаровательная женщина, которая прошла долгий путь к своему успеху. На ее пути возникало много трудностей, но они не сломили писательницу. Она является прекрасным примером того, как важно доводить начатое дело до конца, ведь каждая случайная идея может готовить ошеломительный успех.
Жидкое мыло появилось в начале 70-х годов прошлого века благодаря американцу Роберту Тейлору. Разумеется, Роберт сам хотел торговать своим изобретением, но тут возникла проблема – по разным причинам он не мог его запатентовать, а, значит, любая крупная косметическая компания могла запросто выдавить его с рынка, как то самое пресловутое жидкое мыло из дозатора.
И тогда Тейлор поступил следующим образом. Он выяснил, что те самые дозаторы, необходимые для того, чтобы использовать жидкое мыло, могут большими партиями выпускать всего две компании в мире. И тогда он заказал этим компаниям ни много ни мало, а ровно сто миллионов дозаторов, полностью загрузив, таким образом, мощности этих двух компаний на много лет вперед.
Сумма сделки составляла 12 миллионов долларов. Разумеется, никто не требовал от Тейлора, чтобы он оплатил сразу всю эту сумму. Деньги за дозаторы поступали их производителям по мере продаж мыла, и все были довольны, так как товар расходился «на ура!»
А что же конкуренты? Они тоже могли производить свое жидкое мыло, но куда его разливать? Два единственных завода полностью заняты на годы вперед хитрым Тейлором. Строить свое предприятие? – слишком дорого для одного единственного товара. И конкуренты оставили Тейлора в покое. Через два года после того рискованного шага Тейлор продал свой бизнес Colgate-Palmolive за 61 миллион долларов.
Удачная забастовка и счастливый случай
Одни бренды к своей популярности идут годами и достигают её благодаря упорному труду. Других же слава настигает сама — и вся заслуга принадлежит лишь необычайному стечению обстоятельств. К примеру, именно удача послужила причиной появления такой американской марки сигарет как Lucky Strikе.
Началось же все в 1871 году, когда делец Р. А. Паттерсон решил заняться табачным бизнесом. Чтобы поставить выпуск жевательного табака и сигарет на поток, он приобрел старую заброшенную табачную фабрику.
Пережившее забастовку рабочих и частично разрушенное вследствие пожара, строение шло по предельно низкой цене. Какой же была радость нового владельца, когда в хранилищах фабрики он нашел еще и остатки подгоревшего табака. Экономный делец решил их не выкидывать и смешал с табаком своего собственного производства. Вопреки ожиданиям такая хитрость не прошла незамеченной, вот только новый вкус был оценен курильщиками очень положительно.
Прошли годы, и счастливая случайность дала начало новой методике просушки табака, согласно которой он обжаривался, а не высушивался на солнце. Производимые по этой методике сигареты пользовались огромной популярностью, а счастливчик Паттерсон дал своей торговой марке соответствующее название — Lucky Strike, что дословно переводится как «Удачная забастовка».
В 1905 году сигаретный бренд был выкуплен компанией British American Tobacco, которой принадлежит и сегодня. Ну а продажи сигарет Lucky Strike с каждым годом лишь растут.
Не физик, не инженер, не изобретатель, Бернард Дэвид Садоу, отец всех современных чемоданов на колесах, в далеких 70-х не мог и подумать о том, что успех его находки будет столь грандиозным. Десятки крупнейших американских компаний отвергли его бизнес-идею, чтобы уже через несколько лет кусать локти — ведь задумка стоила миллионы. В 1972 году Бернард Дэвид Садоу, скромный сотрудник компании United States Luggage, стал обладателем патента на первый чемодан на колесах. Однажды, возвращаясь вместе с супругой из отпуска, во время утомительного таможенного досмотра Дэвид заметил, как легко маневрирует по залу нагруженная багажом туристов тележка портового рабочего. Идея создать катящийся чемодан пришла к нему в ту же минуту. Ведь это так очевидно: нужно всего лишь прикрепить к днищу четыре колесика, а затем протянуть ремешок через рукоять чемодана для удобства — и изобретение готово к использованию.
Пришедшее озарение заставило Дэвида обратиться к руководителям ведущих магазинов с предложением изготавливать и поставлять для них такие чемоданы. Несмотря на то, что самому изобретателю идея виделась удивительно интересной и прибыльной, в ответ на свое щедрое предложение он получал лишь отказы и насмешки. Спустя множество дней, проведенных в тщетных попытках наладить производство, Дэвид наконец-то получил положительный ответ от компании Macy’s, благодаря которой Садоу и стал единственным обладателем патента сроком на пять лет — ровно до тех пор, пока не проснулись другие производители багажных сумок и не оспорили патент через суд. Разумеется, изобретение Садоу не было идеальным: его чемоданы так и норовили опрокинуться на ходу. Но, как говорится, нет худа без добра, и в поисках решения этой проблемы Дэвиду удалось сделать еще одно важное изобретение — «аутригер» — противовес, придающий чемодану устойчивость. Совсем скоро после выхода в свет первого чемодана с таким приспособлением, конкуренты Садоу запатентовали «вертикальный» чемодан, который можно было везти всего на двух колесах. Кстати, со временем претерпела изменения и сама конструкция чемодана. Так, колесики, приделанные к боковой поверхности, позволили багажу протискиваться даже через самые узкие проходы терминалов современных аэропортов.
В 1997 году Садоу также запатентовал чемодан, защищающий компьютеры и прочую технику при помощи специальной «воздушной подушки». Однако на этом история не заканчивается. Ведь в конце 80-х у чемодана появился еще один «отец» — пилот американских авиалиний Northwest Airlines Роберт Плат, создавший чемодан не только с колесиками, но и выдвижной ручкой. В попытках максимально облегчить транспортировку вещей во время постоянных перелетов Роберт прикрутил к любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, а к боковой стороне пришил карман, маскирующий выдвижную металлическую ручку. Конструкция отличалась потрясающим удобством: широкая колея двух колес обеспечивала устойчивое качение даже при крутых поворотах и позволяла преодолевать крупные препятствия. Стюардессы и пилоты смотрели на обновку с плохо скрываемым удивлением, которое уже спустя пару минут стремительно превращалось в неподдельную зависть. Через пару дней к Роберту обратился первый «клиент» — один из коллег попросил модернизировать и его собственную сумку. За первопроходцем последовали остальные любители комфорта. Когда количество заказов перешло за десяток, Плат не растерялся и начал выдавать коллегам, которые приведут к нему своих друзей, скидки в S5 на следующую покупку.
В 1989-м Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку с колёсами и выдвижной ручкой», которая получила говорящее название Rollaboard. В том же году Роберт основал компанию Travelpro и уволился с должности пилота, не выдержав колоссально выросших объемов, — глядя на работников авиалиний, с легкостью перевозящих свой багаж, клиентами Плата стали и многочисленные пассажиры, пожелавшие как можно быстрее заполучить такое «чудо техники». Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на полтора миллиона долларов. А к 1999-му, когда Плат уже отошел от дел, продажи составляли по пятьдесят миллионов в год. Это ли не отличный повод, украшенный более чем шестью нулями, быть чуть внимательнее, когда перед вами оказывается на первый взгляд сумасшедшая идея?
В 1930 году в Японии Goro Yoshida и его сводный брат Saburo Uchida создали компанию с ничего не говорящим нам именем Precision Optical Instruments Laboratory in Japan. Четыре года спустя разработки привели к созданию их первого фотоаппарата, который они назвали Kwanon, в честь тысячерукого буддийского божества милосердия.
Компания зарегистрировала для защиты своей торговой марки массу слов, которые были схожи по звучанию с Кwanon. Одно из них — уже известное нам Canon — в итоге заменило оригинальное название из-за разногласий с религиозными деятелями. С английского Canon переводится как «Канон», а с французского — «Пушка».
Феномен Cirque du Soleil
Мир вращают одержимые. Ги Лалиберте был одержим достаточно, чтобы весь его опыт «нормальной работы, как у всех» на гидроэлектростанции уместился ровно в три дня, после чего Ги готов был жить на пособие, но отныне заниматься только тем, чем хотелось. Он также был достаточно одержим, чтобы три десятилетия спустя отдать 35 млн. долларов за единственный полет на Международную космическую станцию, став восьмым в истории космическим туристом. Этот человек не привык отказывать себе в сумасбродстве и чудачествах. Напротив, он сделал их своей профессией и фундаментом для одного из ярчайших бизнес-проектов современности — Cirque du Soleil.
Окончив колледж, Ги устремился в культурную Мекку каждого франкоканадца, французскую Европу. Видимо, время он там проводил, не скучая, раз вернулся в родной Квебек с импозантной профессией глотателя огня и аккордеониста. Тусовка, которая собиралась вокруг юного Лалиберте в конце 70-х в городке Бе-Сен-Поль, была ему под стать: уличные жонглеры, факиры и фокусники, начинающие актеры, музыканты, ходоки на ходулях… Среди них был один человек, с которым они пройдут весь путь Цирка Солнца со дня его основания до нынешнего зенита славы.
Ныне вице-президент транснациональной компании Cirque du Soleil, Жиль Сен-Круа, в описываемые времена был хиппи и перебивался подработками вроде сезонного сбора яблок. Собственно, это занятие и подтолкнуло его к экспериментам с ходулями. Примеренные поначалу в порядке рационализации, вместо постоянной возни с лестницами, ходули вскоре затмили само яблочное дело.
В 1979 трое друзей, сошедшихся в местечке Бе-Сен-Поль: Лалиберте, Сен-Круа и Даниэль Готье, основали хостел для молодых талантов La Balcon Vert. Прошло совсем немного времени до идеи организовать на основе местной братии постоянную труппу, и вот Жиль Сен-Круа уже вышагивает на своих ходулях по долгой дороге до Квебек-Сити. Он прошел таким способом 90 км, чтобы привлечь внимание к своей идее и добиться финансирования от властей провинции. Грант был получен, причем далеко не последний в ранней истории нового циркового светила. И пускай первый сезон работы «ходулистов из Бе-Сен-Поль» окончился финансовым фиаско, они почувствовали пьянящий дух турне и встретили неплохой прием публики, так что готовы были стоять на своем. Кстати, уже тогда складывался костяк той команды, которая впоследствии скажет новое слово в цирковом искусстве.
Имя Cirque du Soleil впервые прозвучало во время тура Le Grand Tour du Cirque du Soleil в 1983 году, когда правительство Квебека расщедрилось на 1,5 миллиона долларов по случаю празднования 450-летия со дня открытия Канады Жаком Картье. Кочевое шоу прокатилось по 11 городам Канады за 13 недель и оказалось вполне успешным. Во всем, впрочем, кроме чисто финансовой стороны. Несмотря на то, что турне задумывалось как событие одного года, соблазн продолжить его был велик. Это был критический переходной период, когда аматорская затея, движущаяся на чистом энтузиазме и своевременных грантах, должна была стать чем-то профессиональным и самодостаточным. В это волнующее время закладывались те характерные черты, которые и сделали Cirque du Soleil не только феноменально успешным, но и совершенно особенным явлением в мире циркового искусства. Цирк Солнца стал рассказывать истории, а не предъявлять набор номеров. Чтобы поведать свои истории зрителю, Цирк создал собственный новый сценический язык, совершенно эклектичный, но завораживающе красивый. Усиленный молодыми европейцами из Национальной цирковой школы, такими, как режиссер Франко Драгоне, коллектив Лалиберте смог впервые добиться прибыльности только в 1990 году. На этом пути знаковыми стали представления We Reinvent the Circus («Изобретаем цирк заново», 1987 г.) и Nouvelle experience («Новый опыт», 1990 г.), поставленные Драгоне. Уже в самом их названии читается поворотный момент в эволюции цирка, который дерзнул осуществить Cirque du Soleil.
Успех канадской жемчужины по имени Cirque du Soleil основывается на небольшом, в общем-то, количестве базовых принципов, заложенных в гены организации. Ну, и еще на гигантском объеме работы. Упомянутые принципы были просты, но достаточно новаторские, чтобы однажды выстрелить.
Звери — в зоопарке
Лалиберте и Ко определились, что работают только с актерами-людьми, никаких животных и дрессировщиков. Вода, огонь и высота — все что угодно, включая клоунов, однако не животные. Это помогло Цирку отказаться от традиционного ринга с ограждениями, который сковывал представление и затруднял контакт со зрителями.
Вселенная на арене
Теперь аудитория была практически погружена в действие на сцене, которая к тому же оказалась лишена традиционного занавеса. Благодаря масштабным декорациям все персонажи присутствуют и живут на сцене одновременно, в целостном фантастическом мире. Каждый из них глубоко проработан, именно персонажи — основа историй, сюжеты которых обычно лишены прямоты, чтобы позволить зрителю делать собственные интерпретации. Зато герои — глубоко индивидуальны и способны дать фору лучшим архетипам из мирового кино. Такова же и музыка, которую пишут замечательные композиторы, вроде Рене Дюпери.
Музыкальный кодекс
Его великолепный саундтрек к шоу Alegria разошелся далеко за пределы цирковой арены, став обладателем Grammy. Музыка Цирка — гармоничная эклектика, современная фантастическая симфония. Вокальные партии лишены членораздельных слов. Этот особый язык — назовем его cirquesh — лишь набор фонем, перебирающих струны эмоций. Музыка обязана быть живой. Только живое исполнение позволяет учитывать непредвиденное — ведь на сцене реальные люди, которые исполняют сложнейшие трюки. Живой оркестр позволяет адаптировать ритм и эмоциональность музыкального сопровождения к происходящему на сцене прямо сейчас, а при необходимости превратить случайности в яркие импровизации.
Олимпийский резерв
То же требование — артистизм и умение импровизировать — стоит перед актерами цирка. На 65% это профессиональные атлеты, спортсмены, нередко с олимпийским прошлым. Исполнять номера образцово — этого недостаточно для Cirque du Soleil. Да, первозданная красота способностей человеческого тела, преодолевающего страх и физические барьеры, действительно лежит в основе всех шоу Цирка. Но харизма, способность выйти из своей шкуры и стать персонажем, умение удержать на себе зрителя — это не менее важно для рекрутеров из Монреаля. В их базе уже содержится порядка 20 000 анкет; кроме того, ежегодно проводятся два больших кастинга, а два специальных «охотника за головами» разъезжают по всему миру в поисках особых талантов. Ежегодный бюджет рекрутингового отдела Cirque du Soleil — 45 миллионов долларов. А ведь в 80-х бывали времена, когда актеры шапито Лалиберте не знали, хватит ли у них денег хотя бы на то, чтобы вернуться домой из какого-нибудь турне.
Из всех искусств для нас важнейшим является…
Костюмы и грим актеров — это отдельная гордость Цирка. Они предельно изобретательны, изысканно исполнены и полны такого гротеска, который, вероятно, не встретишь больше нигде. Дизайну одежды актеров и сценических декораций уделяется не меньше времени и средств, чем подготовке артистов. И это один из главных секретов устойчивости Цирка, ответ на вызов со стороны кинематографа и цифровых искусств с их неограниченными возможностями в визуальных эффектах. Цирк сделал решительный шаг на их территорию и доказал, что способен на равных вести борьбу за внимание зрителя, предлагая сногсшибательное живое зрелище вместо компьютерных симуляций.
Итак, приходится признать: идет третье тысячелетие, а цирк еще жив. В свою очередь, Cirque du Soleil живее всех живых. Более пяти тысяч сотрудников, 19 стационарных и гастролирующих шоу, как для всей семьи, так и исключительно для взрослых посетителей казино-отелей Лас-Вегаса. Компания стоит более миллиарда долларов, расширяется и активно присматривается к новым направлениям бизнеса: курортам, клубам, медиа и дизайну одежды. Эта империя уже совсем не похожа на коммуну хиппи, развлекающую случайных прохожих. И, разумеется, уже стала крупным и удобным объектом для критики.
Кто-то называет нынешнее состояние Cirque du Soleil «болезнью экспансии». Говорят о том, что желание делать по одному новому шоу в год — авантюра, которая только рассредоточит силы и не приведет к появлению таких же ярких творений, как Alegria. К слову, Alegria впервые была поставлена в 1994 году. На это миллионы людей по всему миру ежегодно отвечают забитыми зрительскими рядами в тех городах, которым посчастливилось принимать Cirque du Soleil. А что до Ги Лалиберте… Ну кто может утверждать, что он окончательно превратился в алчного серьезного бизнесмена, если недавно надевал космонавтам МКС клоунские носы и за последние семь лет официально проиграл в покер 15 миллионов долларов? Просто из любви к искусству.