Георгий Лукин

Американская корпорация Oracle, кажется, стоит в стороне от повседневной жизни обычных пользователей. Но на самом деле все мы постоянно сталкиваемся с её продукцией. Ведь она используется многими другими компаниями и организациями. Так, вполне вероятно, например, что ваш сотовый оператор пользуется базами данных Oracle. А любимый сайт размещён на сервере с логотипом Sun Microsystems.

Как судьба Apple неотрывна от Стива Джобса, история Oracle — это история Ларри Эллисона, основателя компании и её бессменного СЕО. История Oracle — это история постоянного успеха и непрерывного развития. А Ларри Эллисон входит в число наиболее интересных и известных личностей на Земле.Компания была основана в 1977 году Ларри Эллисоном (Lawrence Ellison), Бобом Майнером (Bob Miner) и Эдом Оутсом (Ed Oates). Начальный капитал составлял всего лишь 1400 долларов. Изначально компания называлась Software Development Laboratories (SDL), затем Relational Software, Inc. И лишь в 1983 году она получила имя Oracle Corporation, в честь своего самого успешного продукта — СУБД Oracle (на тот момент существовала уже третья версия). В своё время Ларри Эллисон трудился над проектом для ЦРУ, который назывался Oracle. Через некоторое время работы в данном направлении были свёрнуты. Ларри остался без работы, но решил не искать нового работодателя, а начать собственное дело. Но название проекта, как видим, он не забыл.

Об идее реляционных баз данных Эллисон узнал в 1972 году из статьи Тедда Кодда, работавшего в исследовательской лаборатории компании IBM. Руководство «голубого гиганта» просто не видело коммерческого потенциала таких продуктов, так что никаких разработок в данном направлении не велось. Зато интересной идеей воспользовалась Oracle, сумевшая первой представить коммерчески пригодный продукт.

Первая версия СУБД (Система Управления Базами Данных), выпущенная в 1979 году, называлась Oracle V2. Сделано это было по двум причинам: из опасения, что первая версия не слишком заинтересует потенциальных покупателей, а также, чтобы показать якобы имеющий место значительный отрыв от конкурентов.

В 1990 году компания Oracle стояла на грани банкротства, а стоимость её акций упала сразу на 80%. Причиной столь резкого спада было предшествовавшее кризису слишком стремительное развитие. В компании просто привыкли к мегаприбылям и лёгким победам. Как следствие, начались проблемы с управлением, значительно разрослась бюрократия, допускались небрежности при ведении бухгалтерии, отсутствовали новые интересные разработки. Спасти компанию сумели только решительные действия Эллисона, который заменил практически весь штат менеджеров высшего звена. Тогда же начались работы над созданием принципиально новых продуктов, в частности Oracle Database 7. Такая «шоковая терапия» возымела своё действие и через два года Oracle вышла из пике.

А после того, как в 2009 году была поглощена компания Sun Microsystems, Oracle Corporation перестала быть исключительно создателем ПО, ассортимент выпускаемой ею продукции дополнился также и аппаратной составляющей. В частности серверного оборудования. В сентябре 2013 года Oracle удалось совершить прорыв в деле создания баз данных. Компания представила систему Oracle Database 12c, которая способна обрабатывать запросы в 100 раз быстрее, по сравнению с традиционными методиками. Такого прироста удалось достичь благодаря тому, что данные обрабатываются непосредственно в ОЗУ, куда они выгружаются предварительно с жёсткого диска.

История компании Oracle знает много интересных фактов. Не будет большим преувеличением, если сказать, что это один из самых известных брендов на рынке. В 2012 году число сотрудников Oracle Corporation превысило уже 122 тысячи человек, а чистая прибыль составила внушительные $11 миллиардов. На сегодняшний день Oracle является абсолютным лидером на рынке систем управления базами данных. Она почти в два раза опережает таких «монстров», как IBM и Microsoft. Ей принадлежит около 45% рынка. В других сферах деятельности (CRM-системы, ERP-системы, связующее ПО и т. п.) Oracle не так успешна, но всё равно входит в число лидеров.

oracle202007

Об основателе Oracle написана книга, озаглавленная «Чем Бог отличается от Ларри Эллисона?» («The Difference Between God and Larry Ellison»), написанная Майком Уилсоном. Впрочем автор сразу же даёт и ответ на этот вопрос — Бог не думает, что он – Ларри Эллисон (God Doesn’t Think He’s Larry Ellison).

Некогда Ларри Эллисон помог своему другу Стиву Джобсу вернуться в Apple. Он надавил на совет директоров компании, пригрозив судебным разбирательством в случае, если с поста СЕО не будет смещён Джил Амелио. Ну а поскольку Ларри был крупным акционером, угроза его имела далеко не последнее воздействие в деле отстранения Амелио с занимаемого им поста. После этого кандидатура Джобса на должность СЕО оказалась фактически единственной.

Ларри Эллисона, одного из самых богатых людей в мире (в 2011 он занял 5-е место в рейтинге миллиардеров с состоянием, оцениваемым в $39,5 млрд.), зачастую относят не к тем людям, которых любят, а к тем, которых боятся, что не мешает, однако, восхищаться его лидерскими качествами, потрясающими талантами и стратегическим мышлением.

Ларри импульсивный человек и известен своими экстравагантными развлечениями, нежели талантливым руководством компанией. Он обожает скорость, и поэтому купил себе итальянский истребитель «Маркетти», который водит сам (хотел было взять наш МИГ, но Федеральное бюро по контролю импорта алкоголя, табачных изделий и огнестрельного оружия сказало богачу свое четкое «нет»). Любит корабли и сам владеет несколькими громадными и самыми дорогими яхтами на свете: «Сайонара», «Катана»… Выигрывает на них разнообразные регаты. Но больше всего на свете Ларри нравятся деньги: «…Когда заработаешь столько, сколько заработал я, то уже не знаешь, что с ними делать. Потратить можно разве что несколько сот миллионов, если только не постараться как следует. Даже после десяти миллионов финансовые проблемы отпадают. Если у человека есть десять миллионов, он в состоянии обеспечить семью и детей. А мне нужен миллиард, чтобы поддержать свой уровень жизни. Вот оно как! Мне нужен миллиард. Я начинал с нуля, у родителей не было ни цента. Вот почему я до сих пор помню, что 10 миллионов – большие деньги. Я был беден, стал богат, и, сказать по чести, богатым быть куда лучше. Некоторые говорят, богатство не сделало их счастливыми. Коли так, отдайте свои баксы мне, я-то знаю, что с ними делать…»

Из всех мощных технологических компаний, выросших в конце 1970-х – начале 1980-х годов, таких как Microsoft, Apple и Sun Microsystems, корпорация Oracle остается наиболее близкой к своим предпринимательским корням. Основная заслуга в этом принадлежит ее харизматическому руководителю, который управляет корпорацией так, как будто она все еще остается стартапом, всегда оставаясь в центре событий и самолично принимая решения по самым разным вопросам: от разработки рекламной кампании до найма (или, что более вероятно, увольнения) менеджеров. «Ларри классический предприниматель, вникающий во все детали деятельности компании, — рассказывает Том Зибель, — С самого начала Ларри брал на себя ответственность за все принимаемые решения, контролировал деятельность совета директоров, санкционировал подписание каждого крупного контракта на продажи». Зибель вспоминает, что в 1985 году, когда объем продаж Oracle не превышал и $20 млн., ее исполнительный директор предсказывал, что совсем скоро компания будет зарабатывать не менее $100 млн. «Мы считали, что он немного перебарщивает, — продолжает Зибель, — но не оставляли усилий и вскоре были щедро вознаграждены».

«Нам-нужны-все-специалисты-клиенты-и-деньги-средних-компаний»