Влад Герасимов
Феномен Cirque du Soleil
Мир вращают одержимые. Ги Лалиберте был одержим достаточно, чтобы весь его опыт «нормальной работы, как у всех» на гидроэлектростанции уместился ровно в три дня, после чего Ги готов был жить на пособие, но отныне заниматься только тем, чем хотелось. Он также был достаточно одержим, чтобы три десятилетия спустя отдать 35 млн. долларов за единственный полет на Международную космическую станцию, став восьмым в истории космическим туристом. Этот человек не привык отказывать себе в сумасбродстве и чудачествах. Напротив, он сделал их своей профессией и фундаментом для одного из ярчайших бизнес-проектов современности — Cirque du Soleil.
Окончив колледж, Ги устремился в культурную Мекку каждого франкоканадца, французскую Европу. Видимо, время он там проводил, не скучая, раз вернулся в родной Квебек с импозантной профессией глотателя огня и аккордеониста. Тусовка, которая собиралась вокруг юного Лалиберте в конце 70-х в городке Бе-Сен-Поль, была ему под стать: уличные жонглеры, факиры и фокусники, начинающие актеры, музыканты, ходоки на ходулях… Среди них был один человек, с которым они пройдут весь путь Цирка Солнца со дня его основания до нынешнего зенита славы.
Ныне вице-президент транснациональной компании Cirque du Soleil, Жиль Сен-Круа, в описываемые времена был хиппи и перебивался подработками вроде сезонного сбора яблок. Собственно, это занятие и подтолкнуло его к экспериментам с ходулями. Примеренные поначалу в порядке рационализации, вместо постоянной возни с лестницами, ходули вскоре затмили само яблочное дело.
В 1979 трое друзей, сошедшихся в местечке Бе-Сен-Поль: Лалиберте, Сен-Круа и Даниэль Готье, основали хостел для молодых талантов La Balcon Vert. Прошло совсем немного времени до идеи организовать на основе местной братии постоянную труппу, и вот Жиль Сен-Круа уже вышагивает на своих ходулях по долгой дороге до Квебек-Сити. Он прошел таким способом 90 км, чтобы привлечь внимание к своей идее и добиться финансирования от властей провинции. Грант был получен, причем далеко не последний в ранней истории нового циркового светила. И пускай первый сезон работы «ходулистов из Бе-Сен-Поль» окончился финансовым фиаско, они почувствовали пьянящий дух турне и встретили неплохой прием публики, так что готовы были стоять на своем. Кстати, уже тогда складывался костяк той команды, которая впоследствии скажет новое слово в цирковом искусстве.
Имя Cirque du Soleil впервые прозвучало во время тура Le Grand Tour du Cirque du Soleil в 1983 году, когда правительство Квебека расщедрилось на 1,5 миллиона долларов по случаю празднования 450-летия со дня открытия Канады Жаком Картье. Кочевое шоу прокатилось по 11 городам Канады за 13 недель и оказалось вполне успешным. Во всем, впрочем, кроме чисто финансовой стороны. Несмотря на то, что турне задумывалось как событие одного года, соблазн продолжить его был велик. Это был критический переходной период, когда аматорская затея, движущаяся на чистом энтузиазме и своевременных грантах, должна была стать чем-то профессиональным и самодостаточным. В это волнующее время закладывались те характерные черты, которые и сделали Cirque du Soleil не только феноменально успешным, но и совершенно особенным явлением в мире циркового искусства. Цирк Солнца стал рассказывать истории, а не предъявлять набор номеров. Чтобы поведать свои истории зрителю, Цирк создал собственный новый сценический язык, совершенно эклектичный, но завораживающе красивый. Усиленный молодыми европейцами из Национальной цирковой школы, такими, как режиссер Франко Драгоне, коллектив Лалиберте смог впервые добиться прибыльности только в 1990 году. На этом пути знаковыми стали представления We Reinvent the Circus («Изобретаем цирк заново», 1987 г.) и Nouvelle experience («Новый опыт», 1990 г.), поставленные Драгоне. Уже в самом их названии читается поворотный момент в эволюции цирка, который дерзнул осуществить Cirque du Soleil.
Успех канадской жемчужины по имени Cirque du Soleil основывается на небольшом, в общем-то, количестве базовых принципов, заложенных в гены организации. Ну, и еще на гигантском объеме работы. Упомянутые принципы были просты, но достаточно новаторские, чтобы однажды выстрелить.
Звери — в зоопарке
Лалиберте и Ко определились, что работают только с актерами-людьми, никаких животных и дрессировщиков. Вода, огонь и высота — все что угодно, включая клоунов, однако не животные. Это помогло Цирку отказаться от традиционного ринга с ограждениями, который сковывал представление и затруднял контакт со зрителями.
Вселенная на арене
Теперь аудитория была практически погружена в действие на сцене, которая к тому же оказалась лишена традиционного занавеса. Благодаря масштабным декорациям все персонажи присутствуют и живут на сцене одновременно, в целостном фантастическом мире. Каждый из них глубоко проработан, именно персонажи — основа историй, сюжеты которых обычно лишены прямоты, чтобы позволить зрителю делать собственные интерпретации. Зато герои — глубоко индивидуальны и способны дать фору лучшим архетипам из мирового кино. Такова же и музыка, которую пишут замечательные композиторы, вроде Рене Дюпери.
Музыкальный кодекс
Его великолепный саундтрек к шоу Alegria разошелся далеко за пределы цирковой арены, став обладателем Grammy. Музыка Цирка — гармоничная эклектика, современная фантастическая симфония. Вокальные партии лишены членораздельных слов. Этот особый язык — назовем его cirquesh — лишь набор фонем, перебирающих струны эмоций. Музыка обязана быть живой. Только живое исполнение позволяет учитывать непредвиденное — ведь на сцене реальные люди, которые исполняют сложнейшие трюки. Живой оркестр позволяет адаптировать ритм и эмоциональность музыкального сопровождения к происходящему на сцене прямо сейчас, а при необходимости превратить случайности в яркие импровизации.
Олимпийский резерв
То же требование — артистизм и умение импровизировать — стоит перед актерами цирка. На 65% это профессиональные атлеты, спортсмены, нередко с олимпийским прошлым. Исполнять номера образцово — этого недостаточно для Cirque du Soleil. Да, первозданная красота способностей человеческого тела, преодолевающего страх и физические барьеры, действительно лежит в основе всех шоу Цирка. Но харизма, способность выйти из своей шкуры и стать персонажем, умение удержать на себе зрителя — это не менее важно для рекрутеров из Монреаля. В их базе уже содержится порядка 20 000 анкет; кроме того, ежегодно проводятся два больших кастинга, а два специальных «охотника за головами» разъезжают по всему миру в поисках особых талантов. Ежегодный бюджет рекрутингового отдела Cirque du Soleil — 45 миллионов долларов. А ведь в 80-х бывали времена, когда актеры шапито Лалиберте не знали, хватит ли у них денег хотя бы на то, чтобы вернуться домой из какого-нибудь турне.
Из всех искусств для нас важнейшим является…
Костюмы и грим актеров — это отдельная гордость Цирка. Они предельно изобретательны, изысканно исполнены и полны такого гротеска, который, вероятно, не встретишь больше нигде. Дизайну одежды актеров и сценических декораций уделяется не меньше времени и средств, чем подготовке артистов. И это один из главных секретов устойчивости Цирка, ответ на вызов со стороны кинематографа и цифровых искусств с их неограниченными возможностями в визуальных эффектах. Цирк сделал решительный шаг на их территорию и доказал, что способен на равных вести борьбу за внимание зрителя, предлагая сногсшибательное живое зрелище вместо компьютерных симуляций.
Итак, приходится признать: идет третье тысячелетие, а цирк еще жив. В свою очередь, Cirque du Soleil живее всех живых. Более пяти тысяч сотрудников, 19 стационарных и гастролирующих шоу, как для всей семьи, так и исключительно для взрослых посетителей казино-отелей Лас-Вегаса. Компания стоит более миллиарда долларов, расширяется и активно присматривается к новым направлениям бизнеса: курортам, клубам, медиа и дизайну одежды. Эта империя уже совсем не похожа на коммуну хиппи, развлекающую случайных прохожих. И, разумеется, уже стала крупным и удобным объектом для критики.
Кто-то называет нынешнее состояние Cirque du Soleil «болезнью экспансии». Говорят о том, что желание делать по одному новому шоу в год — авантюра, которая только рассредоточит силы и не приведет к появлению таких же ярких творений, как Alegria. К слову, Alegria впервые была поставлена в 1994 году. На это миллионы людей по всему миру ежегодно отвечают забитыми зрительскими рядами в тех городах, которым посчастливилось принимать Cirque du Soleil. А что до Ги Лалиберте… Ну кто может утверждать, что он окончательно превратился в алчного серьезного бизнесмена, если недавно надевал космонавтам МКС клоунские носы и за последние семь лет официально проиграл в покер 15 миллионов долларов? Просто из любви к искусству.