Егор Линичук

Имени индийца Ратана Тата нет ни в одном рейтинге миллиардеров. Но если оставить формальности, он вполне может оказаться одним из богатейших людей на Земле — возглавляемая им Tata Group стоит более 80 миллиардов долларов. Ратан принадлежит к роду верховных жрецов парсов — потомков зороастрийцев, древних огнепоклонников. Еще в первой половине XIX века служители культа переквалифицировались в предпринимателей. Дела пошли в гору, и сегодня Tata Group является крупнейшей индийской корпорацией.

Машина, торжественно выехавшая на подиум Международного делийского салона «Авто Экспо 2008″, была похожа на серебристого жучка. Пока под бравурную мелодию оглашали параметры автомобиля, зал все время взрывался аплодисментами: длина — 3,1 метра, высота — 1,6 метра, максимальная скорость — 105 километров в час, объем двигателя — 623 кубических сантиметра, 33 лошадиные силы… Когда же прозвучала базовая цена модели, публика едва не зарыдала — 100 000 рупий. Это менее 2500 долларов! Абсолютный рекорд. Самый дешевый в мире автомобиль: за такие деньги можно приобрести два легких мотоцикла. Кстати, именно мопед и вдохновил Ратана Тата, председателя совета директоров группы Tata, на создание «абсолютно народного автомобиля»…

«В Индии часто можно увидеть сразу четверых на одном мопеде: мужчина за рулем, на коленях ребенок, сзади жена с еще одним ребенком. Так ездить опасно. Думаю, мы сможем сделать для людей нечто на четырех колесах», — объяснял журналистам идею своего революционного проекта Ратан Тата, собственноручно выкативший новинку на выставочный «язык». При ее разработке были зарегистрированы 34 патента на новые технологии, в частности на конструкцию двухцилиндрового бензинового двигателя. Для увеличения вместимости и снижения себестоимости проектировщики предусмотрели заднемоторную компоновку. В итоге, несмотря на миниатюрные размеры, детище Тата получилось на двадцать процентов вместительнее Maruti Suzuki, своего главного конкурента. Последний, кстати, стоит как минимум 4810 долларов.

«Тата пускает пыль в глаза! — говорили скептики. — При весьма вероятном удорожании расходных материалов да еще с учетом налогов цена автомобиля поднимется». На этот случай Ратан Тата предусмотрел еще один резерв понижения себестоимости машины — революционную схему продаж. Помнится, лет восемь назад сразу в нескольких западных бульварных изданиях в порядке первоапрельской сенсации появилась информация, будто одна из торговых сетей начинает распродажу кит-каров — полных комплектов деталей автомобиля для их дальнейшей самостоятельной сборки. Тысячи умельцев на все руки рванулись в несуществующие магазины… Сегодня же подобная схема, совсем недавно казавшаяся невероятной, — сборка машины по принципу конструктора — стала реальностью. Тата отправляет автомобиль в разобранном состоянии из нескольких основных узлов мелким дилерам, а те уже окончательно собирают «жучка» и выставляют его на продажу. Дешево и не сердито! Из стали только каркас, все остальное — пластмасса.

Даже при самой неблагоприятной конъюнктуре индийский «жучок» остается самой дешевой серийной машиной на Земле. Скромной, конечно: без кондиционера и гидроусилителя руля, без подушек безопасности и противоблокировочной тормозной системы… Сразу вспоминается жигулевская «копейка», заветная мечта советской поры. Сейчас, слов нет, времена иные. Но в Индии с ее миллиардным населением, переживающей потребительский бум, пришлась как раз впору.
Рассказывают, что сперва индийский чудо-автомобиль, который тиражируется в количестве 250 тысяч экземпляров в год, планировали окрестить One Lakh — «Один лакх», что означает 100 000 рупий. Но потом Ратан Тата настоял на названии «Нано». Кто-то предположил, что это этимологическая дань нанотехнологиям, кто-то вспомнил, что nannos по-гречески означает «карлик». Гипотезы! В восточных мифах к корню «нан» восходят имена богов света и огня. «Нано» — это «огненный». Учитывая же, что древний род Тата ведет свое происхождение от «заотаров» — жрецов, хранителей огня, — без труда можно разгадать аллегорию. Огненный карлик «Нано» — это та искра, из которой возгорится пламя тотальной автомобилизации Индии. А следом, как знать, пойдет и экспансия индийского автомобилестроения в другие регионы.

«Если молишься — молись так, как будто все на свете зависит только от Бога; если работаешь — работай так, как будто все на свете зависит только от тебя», — поучал Джамшедпур Нуссерванджи Тата, первым в семье отказавшийся от фамильного призвания жреца. Коммерческое дело продолжил его сын Джамшетджи. Этого человека Махатма Ганди назвал «необыкновенным предпринимателем, совместившим в себе черты патриота и борца, организатора и дипломата, гуманиста и просветителя». Джамшетджи родился в Гуджарате в 1839 году. Его предки были парсами — так называют членов зороастрийской общины, переселившейся в раннем Средневековье в Индию из Ирана после исламизации этой страны. Когда Джамшетджи исполнилось четырнадцать, отец вызвал его из маленького городка Навсари, где издавна обосновалось несколько сотен семей огнепоклонников, к себе в Бомбей. Отец определил сына в одно из самых престижных британских учебных заведений города. В стенах этой европейской школы Джамшетджи, с молодых ногтей усвоивший зороастрийский принцип, что на небе каждый будет судим по выбору, который он сделал на Земле, выбрал для себя в жизни судьбу бизнесмена. Не потому, что он любой ценой стремился к богатству, нет! Просто парень, генетически аккумулировавший в себе опыт выживания десятков поколений его гонимых предков, понимал: только большие деньги гарантируют ему свободу.

Свою первую торговую фирму Джамшетджи Тата зарегистрировал в 1868 году и отправился набираться уму-разуму в туманную метрополию. Едва он успел посетить несколько английских ткацких фабрик, как пришли тревожные вести из дома: отец обанкротился. Джамшетджи вернулся в Индию, имея перед собой твердую цель — расплатиться с кредиторами и начать собственное производство. И тут подвернулось прелюбопытнейшее дельце. Тата предложили приобрести обанкротившуюся маслобойню в Чинчпокли, одном из кварталов Бомбея. Джамшетджи купил ее и переоборудовал в хлопковую фабрику, которую с существенным наваром затем перепродал. А вскоре, в 1874 году, в городке Нагпур, в центре хлопкового района Махараштра, возникла новая компания, которая получила замысловатое название «Ткацко-прядильная мануфактура Центральной Индии», вскоре переименованная в Empress Mill. В 1887 году Джамшетджи учредил холдинговую компанию Tata Sons — «Тата и Сыновья». В нее на правах партнеров вошли его сыновья и двоюродный брат. Таким образом было положено начало разветвленному семейному бизнесу, обозначились те принципы управления, которые актуальны и по сей день для Tata Group.
Огонь? Именно Джамшетджи Тата заложил первый камень в плотину под Бомбеем, с которой началась индийская энергетика. Металл? В штате Бихар после долгих проволочек наконец-то выделили землю под создание металлургического комбината Tata. Но сам жрец бизнеса реализации своих главных проектов не увидел: Джамшетджи умер в 1904 году. Говорят, что на смертном одре он повторял слова своего английского друга историка Томаса Карлайла: «Нация, которая приобретает контроль над железом, в скором времени будет контролировать и золото».

Если попытаться найти западные аналогии бизнеса семейства Тата, то ближе всего к нему Рокфеллеры. Кстати, они, отцы-основатели — Джамшетджи Тата и Джон Рокфеллер, — одногодки. Впрочем, любое сравнение несовершенно. Тем более что, согласно летописям американского капитала, его гиганты строили свои империи, весьма эгоистично интерпретируя христианскую мораль. Роду Тата модус вивенди диктовал в своих «гатах» — сочинениях — сам Заратустра: «Немедленная кара ждет того, кто не отдает заработанное заслужившему его».
Тата первыми в Азии учредили на своих предприятиях в 1885 году пенсионный фонд. Десять лет спустя Тата начали выплаты компенсаций рабочим, получившим травмы на производстве, — невиданная филантропия для эпохи «дикого капитализма»! Бомбейский университет — это тоже Тата, предприниматели отдали на его организацию почти половину своего капитала.
Джамшетджи первым в мире сформулировал столь популярную сегодня идею технопарков и наметил векторы научно-технического прогресса в Индии. И главное — передал преемникам принцип «неправильного» олигарха: «Уметь делать деньги — достоинство, умереть богатым — позор».

В 85 странах почти 300 тысяч людей трудятся сейчас на семейство Тата. И при этом ни один из его представителей не входит в рейтинги самых богатых людей мира. Это закономерно. Ведь большая часть капиталов Тата, включая и бриллиант «Золотой юбилей» в 545 каратов, вложена в систему благотворительных компаний-трастов. Они финансируют научно-исследовательские институты и фонды культуры, женские организации и университеты… Почти 66% акций семейной корпорации контролируются этими благотворительными организациями.
Суммарный годовой доход Таtа Group соответствует около 5% ВВП Индии. Империя Тата — это 98 компаний, работающих практически во всех отраслях экономики, вплоть до сферы услуг. Хрестоматийной является история о том, как Джамшетджи Тата приобрел свою первую гостиницу. Он приехал по делам в Бомбей, а его — как индийца — англичане отказались пустить в лучший городской отель. Тогда Тата в тот же день взял и купил гостиницу…

Да, группа Tata многим отличается от других крупнейших корпораций мира. И прежде всего тем, что и сегодня остается, несмотря на свои мегамасштабы, сугубо семейной компанией. На вершине ее стоит Ратан Тата, представитель пятого поколения бизнесменов из рода жрецов. «То, что я на этом посту, — случайность, — говорит он, получивший образование в Корнеллском университете в США. — Я хотел стать архитектором. Эта профессия для меня связана не столько с искусством, сколько с созиданием. Потом мне показалось интересным конструировать автомобили и создавать предприятия».
Ратан — внешне «совершенный Тата», рослый, тонкий, импозантный, — принадлежит к клану не по крови, а по духу. Он приемный сын одного из сыновей Джамшетджи. Потомков у Ратана Тата, закоренелого холостяка, нет. Впрочем, журналисты заметили, что глава концерна нередко провожает на машине в школу детей. Но выяснилось, что это отпрыски его привратника. Сам же глава группы, человек необычайно простой в обращении, нетребовательный в быту и никогда не повышающий голоса, живет один, только в окружении своих любимых собак.

Престолонаследие — это вообще слабое звено в знаменитой семье. Скажем, не было детей и у Джеганхира Тата, предшественника Ратана, — первого индийского летчика, возглавлявшего Таtа Group до 1991 года. Это он расширил сферу деятельности корпорации за счет химического производства, компьютерных технологий, выращивания чая и автомобилестроения. Джеганхир означает на фарси «покоритель мира». Однако сам Джех (так все звали его) — сын француженки и уроженец Парижа, говоривший по-английски с сильным галльским акцентом, — если и покорял что-либо, то только небо и мировые финансовые рынки. Созданная им компания Tata Consultancy Services (TCS), специализирующаяся на информационно-управляющих системах, в 2004 году дебютировала на бирже, сразу же реализовав свои акции на сумму 1,2 миллиарда долларов — самое крупное IPO в истории индийского бизнеса.

За Тата прочно закрепилась репутация везунчиков. Это не совсем справедливо. Просто они обладают чутьем, помогающим выбирать правильный курс. Они действуют без спешки, но быстро и без ошибок. Сначала Тата обосновались в штате Бихар вокруг города Джамшедпур, построенного ими и названного в честь основателя династии, освоили другие регионы Индостана, а затем перенесли свой бизнес и за рубеж. Оттуда сегодня поступает большая часть доходов группы. Концерну принадлежат такие известные компании, как южнокорейская Daewoo Commercial Vehicles и американская Tyco Global Network, марокканская Imacid и британская Tetley Teas… Не говоря уже о британско-нидерландском сталелитейном гиганте Corus, недавно перехваченном за рекордные для Индии 12 миллиардов евро под самым носом у российских бизнесменов Мордашова, Усманова и Абрамовича. После этой неожиданной для многих операции Tata Steel сделалась пятой в мире компанией по выплавке стали. Компании также принадлежат сегодня автомобильные марки Jaguar и Land Rover, есть доля капитала в Hitachi, Daimler и MG Rover.

Впечатляет модельный ряд автомобилей Tata. Это легковые авто практически всех классов, внедорожники, грузовики, автобусы, военная и строительная автотехника. Вот-вот с конвейера начнут сходить электромобили, успешно продвигается конструирование «воздухомобиля».

Об одном жалеет Ратан Тата — о том, что среди всевозможных отраслей индийской экономики, подвластных «детям огня», нет авиастроения. Сам Ратан — опытнейший пилот, летающий на боевых машинах. На Международном авиасалоне «Аэро Индия 2007″ он поднялся в воздух на истребителе F16 и стал старейшим индийцем, совершившим полет на боевом самолете. Старейшим? Какая условность для страны йогов и брахманов! Семьдесят лет в Индостане — это возраст расцвета для настоящего мужчины. «Дети огня» живут долго. У них будет еще время осуществить свою мечту.

6833919.Tata-Motors 6839252.Ratan-Tata-jpg_113112 6839321.Tata Motors в Мумбаи