Кому нужны тренинги
Как-то раз мне пришлось вызвать сантехника. Из водопроводной трубы, понимаете ли, капало. За устранение неполадки мой спаситель, пожилой неулыбчивый мужик, запросил относительно гигантскую сумму. Увидев мои округлившиеся от удивления глаза, он внятно и аргументированно изложил свою позицию:
— У вас просто нет другого выхода, я здесь всего один в радиусе пяти километров. Сантехников вообще мало осталось… Сейчас все либо юристы, либо менеджеры, а трубы все равно текут. Когда я заканчивал профтехучилище, нас было человек десять стажеров, закрепленных за одним мастером. Он нас тренировал целых полгода, все тонкости мастерства заставлял тысячу раз повторять. А у меня нет ни одного ученика. И вообще в стране почти нет учебных заведений, где готовят сантехников. Профессия погибает, так что вы или сами научитесь этому ремеслу, или будьте готовы к тому, что придется платить еще больше…
Это была огромная сумма за устранение течи в трубе. И это была ничтожная сумма за полученный урок реальной жизни.
Мы с вами живем в обществе, где тяга к знаниям преобладает над желанием применить эти знания для получения (запишите, пожалуйста, сами, каких наград вы ждете от жизни , и подумайте, знания или действия по их эффективному применению скорее приблизят вас к этим наградам).
Человеку свойственно желание много знать. Во-первых, получение новых знаний вносит в его жизнь некоторое разнообразие, что удовлетворяет его познавательную потребность. Во-вторых, его, умного человека, больше уважают окружающие, что, опять же, удовлетворяет его потребность в уважении. В-третьих, с ним охотно общаются другие умные люди, что, в свою очередь, удовлетворяет его социальные потребности. Наверняка есть еще что-то в-четвертых, пятых, шестых и так далее.
Еще в школе каждому из нас говорили, что человеку без образования нечего делать в приличном обществе, что уделом такого человека станет подметать двор, что диплом является пропуском к обеспеченной жизни. И еще: умные люди не допускают промахов и ошибок, а учатся на чужих промахах и ошибках. И еще: умный человек всегда найдет правильный ответ на любой вопрос и выход из любой затруднительной ситуации. И еще: знания являются «силой» и «залогом успеха».
Все это, вероятно, так. Только очень многие умные люди, овладевшие этой силой, почему-то невольно сталкиваются с неприятным вопросом: а где же обещанный успех? Огромное количество умных людей живет в постоянной нужде, не находит высокооплачиваемой работы даже при наличии нескольких «красных» дипломов, страдает от ощущения несправедливого устройства общества, и при этом продолжает активно впитывать новые знания, гордиться своим интеллектуальным превосходством и наивно надеяться, что когда-то жизнь обязательно «купит» их интеллект.
В основе нашего поведения лежат наши привычки. Вовсе не случайно говорят, что привычка – вторая натура. Привычка получать множество разнообразных знаний, привитая еще за школьной партой, далеко не у всех людей соседствует с привычкой активно продвигать свои знания, продавать их, делиться ими с выгодой для себя. В детстве нам в тысячу раз чаще говорили о пользе знаний, нежели о пользе их превращения в результат через действие. Иными словами, мы/общество (ненужное вычеркнуть) научены/научено (ненужное вычеркнуть) «по умолчанию» ценить знания выше, чем умения. Так и получается, что приобретенный умным человеком опыт часто содержит следующую неосознаваемую концепцию. Действие предполагает риск ошибки, а умный человек учится на чужих, а не своих, ошибках, поэтому ошибаться сам не имеет права, иначе какой же он тогда умный?! А вот получение знаний и полезно, и интересно, и абсолютно безопасно: ни тебе промахов, ни тебе ошибок. Отсюда вытекает безупречная по логике жизненная стратегия бездействия, плавно переходящая в жизненную позицию недовольства и (или) активного сопротивления существующей вокруг несправедливости. Вот вам и горе от ума…
Прошу (точнее, умоляю) понять меня правильно. Я вовсе не подвергаю сомнению или критике важность получения знаний и развития интеллекта. Я целиком и полностью ЗА привычку познавать. И вместе с тем я целиком и полностью ЗА устранение чудовищного разрыва между получением знаний и стремлением направленно действовать для их конвертации в успех. Желание много знать похвально и полезно, если оно не вытесняет желание действовать и достигать. Я ЗА объединение этих двух привычек в поведении: стремиться знать и стремиться уметь. На мой взгляд, одно без другого попросту обесценивается. Как вы считаете?
Как узнавать что-то новое, все мы прекрасно знаем. Привычка же получать необходимую (а не любую) и в необходимом (а не любом) объеме информацию и активно использовать полученную информацию, привычка действовать и совершенствовать необходимые для требуемого результата умения и навыки на основе имеющихся знаний – эта привычка требует развития, то есть времени,внимания и усилий, а значит должна стать объектом тренировки.
Реалии жизни таковы, что в ней все измеряется результатами, а не процессами. Водитель садится за руль, чтобы где-то оказаться, а не чтобы покрутить руль. Футбольная команда выходит на матч, чтобы одержать победу, а не чтобы развлечь болельщиков или красиво поиграть. Доктор оперирует пациента, чтобы устранить болезнь, а не чтобы поупражняться со скальпелем. Продавец общается с покупателем, чтобы извлечь прибыль, а не чтобы найти в нем приятного собеседника. Очевидно, что чем лучше водитель, футболист, доктор, продавец умеют выполнять свою работу, тем выше вероятность получения требуемого результата. Одних знаний здесь недостаточно.
И вместе с тем каждое действие, ведущее к результату: покрутить руль, попинать мяч, поупражняться со скальпелем, пообщаться с клиентом, является тренировкой независимо от того, задумываемся ли мы об этом или нет. Многократное повторение каких-то действий формирует умение. Продолжаем повторять, и умение претерпевает качественный скачок, превращаясь в навык. Продолжаем повторять еще и еще, и навык становится привычкой. А привычки, как мы помним, лежат в основе нашего поведения.
Напомню о законе больших чисел: количество всегда переходит в качество. Повторять. Еще повторять. Еще много раз повторять. Любое и каждое действие по достижению чего-либо имеет смысл, поскольку является важной частью алгоритма «знание-умение-навык-привычка».
Когда каждый из нас в раннем детстве учился ходить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, ездить на велосипеде, плавать, всякий раз имел место этот алгоритм. Многократные повторы, ошибки, промахи и следующие многократные повторы. Учит только действие, то есть только собственные, а вовсе не чужие, ошибки и промахи, без которых невозможно понять, как это действие сделать более эффективно. Повторение – мать учения, не так ли?
А задумывались ли вы о том, что слова «ум» и «умение» однокоренные?
Разве вы научились ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают другие?
Разве вы научились играть в футбол, сидя на трибуне?
Разве вы научились плавать сухим способом?
Вы действовали, вы тренировались, вы проходили путь от знаний к привычкам через ошибки и промахи. Падали, вставали и делали следующий шаг. Так ведь?
Чужой опыт не учит, только свой собственный!
От количества действий и энтузиазма, вложенного в них, зависит уровень мастерства, и значит – качество результата.
Однажды Рудольф Шенкер, гитарист и композитор рок-группы «Scorpions» на традиционный вопрос журналиста о секрете своего успеха ответил следующее: «Когда мои сверстники еще имели привычку играть в песочнице, я уже имел привычку баловаться с гитарой».
Признанные и потенциальные чемпионы в спорте, в искусстве, в науке, в общении, в продаже – во всех областях жизни – постоянные «участники тренингов».
Вспомните или предположите ответы на следующие вопросы.
Сколько инструментов изготовил Антонио Страдивари, прежде чем его скрипки и альты были признаны шедеврами?
Сколько лабораторных опытов с лампочкой провел Томас Эдисон, прежде чем она загорелась?
Сколько случайных и эпизодических ролей сыграл Луи де Фюнес, прежде чем стать одним из кинокумиров планеты? Можно привести еще множество примеров.
Бывает, конечно же, и так: кто-то становится чемпионом на волне чистого везения. И опять же не обойтись без тренировок и репетиций – чемпионский титул необходимо отстоять и закрепить, иначе этот кто-то очень быстро погрузится в забвение… Примеров тоже предостаточно.
Кому и зачем все-таки нужны тренинги?
Главное, что, на мой взгляд, дает тренинг – это не новые знания, а формирование и/или развитие трех важных для большого успеха привычек (в рамках алгоритма «знание-умение-навык-привычка»), на основе которых возможна существенная коррекция мышления и поведения.Причем независимо от того, являешься ты участником тренинга или тренером.
1. Привычка тренироваться.
Эта привычка мотивирует не только на количество действий (переходящее со временем в качество), но и на их вариативность, требует в режиме эксперимента искать наиболее эффективные способы достижения, как обычные, так и нестандартные. Происходит своеобразная систематизация жизненного и профессионального опыта, позволяющая расширять и разнообразить диапазон личных качеств и ресурсов.
2. Привычка наблюдать за собой.
Это наблюдение за своими мотивами, амбициями, предпочтениями, шаблонами поведения, привычками, – что вами движет в жизни: стремление к результату, вовлеченность в процессы, желание хорошо выглядеть в глазах окружающих, готовность оказывать помощь, страсть к приключениям или удовольствиям; что вас обычно приводит к результату и что мешает его достижению. Эта привычка позволяет взять под контроль собственные мысли, эмоции, поведение, подчиняя их определенным целям.
3. Привычка серьезно и постоянно думать о цели.
Эта привычка заставляет испытывать больше ответственности, придает больше уверенности, позволяет делать преимущественно правильные выборы, быть в большей степени ведущим, а не ведомым, искать и находить больше возможностей там, где их не видят другие.
Вот на какие важные выгоды вы можете рассчитывать.
· Тренинг позволяет создать и закрепить необходимый баланс между желанием больше знать и готовностью лучше уметь. При этом совершенно неважно, в каком вы возрасте, каков уровень вашего достатка, к какой социальной группе вы относитесь. Важно лишь ваше активное желание становиться эффективнее, а не только умнее.
· Тренинг независимо от его темы и стиля обычно предполагает достижение какого-либо результата. Если вы осознанно стремитесь развивать в себе три вышеупомянутые привычки, у вас здесь есть уникальная возможность как бы заказать именно тот результат, который необходим лично вам.
· Тренировки и репетиции гарантированно позволяют «оставаться в тонусе», «быть в теме», не забыть и не разлюбить. Сегодня, когда объем информации в мире удваивается по статистике каждые 3-4 года, достаточно быстро меняются, совершенствуются и обновляются подходы к решению задач, стили и методы достижения результатов. Тренинг дает возможность идти в ногу со временем.
· Это хорошая возможность безопасно, без серьезных последствий, получить объективную обратную связь, то естьв контакте с другими заинтересованными участниками как бы отразиться в 10-20 зеркалах, что в обычной жизни за пределами тренажерного зала получить достаточно сложно. Реакция других на ваше поведение позволит вам при желании сделать бесценные выводы.
— Пребывание в тренажерном зале ставит вас перед тем же выбором, что и обычная жизнь: действовать или наблюдать, проявлять активность и идти на риск или пассивно оценивать чьи-то действия и их последствия, ничем не рискуя и ни за что не отвечая. В результате тренировки ситуации выбора в жизни вы чаще станете связывать с возможностями, нежели с проблемами.
— Чем бы вы ни занимались в жизни, в какой ее области ни стремились бы реализовать себя, навыки и умения, требующие развития для этой реализации, в большинстве своем универсальны – и в других областях жизни ими можно с успехом пользоваться и с большей вероятностью достигать ярких результатов.
Мысль опережает действие, но никогда не заменяет.
Вся жизнь – это своеобразный тренинг. В ней существуют определенные закономерности, которые бывает очень полезно видеть и учитывать. Тренинг, таким образом, создает возможности расширить наше личное влияние на многое, что происходит и/или произойдет в нашей жизни.
Мудрость человека связана не столько с его опытом, сколько с его способностью к опыту.
Возможности танцуют с теми, кто в это время находится на танцплощадке.
Назад к списку