«Монологи О Важном», Март 2006, — САСН
О детстве
Родился в Омске, был единственным ребенком в так называемой неполной семье. Меня воспитывала мама, но я никогда не чувствовал, что живу в неполной семье. Отца никогда не видел, разве что на фото. Мама каким-то непостижимым образом смогла дать мне все, что нужно, и достойно (эта нескромность относится к ней, а не ко мне) воспитать. В отличие от некоторых других сверстников, я не сел в тюрьму, ни разу не попробовал наркотиков. В школе учился хорошо. Меня любили те преподаватели, чьи предметы мне нравились, и не любили те, чьи предметы я не любил. Поведение, правда, было плохое. Это выражалось в излишней экспрессивности. Я высказывался на любую тему, не умел молчать, когда надо было это делать. Ценная школа, которую пришлось во взрослой жизни использовать в качестве опыта. На родительских собраниях меня обычно ставили в пример плохого поведения, мама сильно расстраивалась. Из-за плохого поведения меня одним из последних в классе приняли в пионеры. Пионерский галстук не храню. Комсомольский билет где-то есть. Надо будет на пенсии поискать, где он.
Сегодня сам удивляюсь былой идеологической наивности и незрелости. В конце 70-х годов, например, в присутствии нескольких учителей на экзамене по английскому языку я рассказывал, что люблю слушать хорошую музыку по «Би-Би-Си» и «Голосу Америки». В то время за подобные преступления уже не сажали, но в состоянии «войны миров» запросто могли выгнать с работы и маму и нескольких учителей. Другое ЧП разгорелось в школе, когда я и несколько моих одноклассников были уличены в прослушивании рок-мюзикла Уэббера «Иисус Христос Суперзвезда». Мы оказались чуть ли не религиозной сектой.
В общем, все как у всех. Нормальное детство
О выборе профессии
Кем я стану, когда вырасту, я серьезно не задумывался. Одно точно знал – никогда не буду врачом, хотя об этом мечтала моя мама. В итоге я поступил в Омский государственный университет на филологический факультет. Это было продиктовано настоятельной рекомендацией преподавательницы литературы, которая считала, что у меня большое будущее в этом направлении. Поступив в университет, я сразу же пришел в студенческую дискотеку с поэтичным названием дискоклуб «Звуки музыки» и не выходил оттуда до конца пятого курса. Словом, студенческие годы прожиты не зря.
Работа в дискотеке местами продолжилась и в армии (авиация, Туркмения, плов, арбузы), и после службы. В общей сложности, начиная с 1979 года, она длилась 12 лет. Когда в конце 80-х годов началось кооперативное движение, мы с друзьями создали кооператив, который назывался «Дискотека Видеопорт». У нас было несколько залов, первая видеодискотека в городе, мы были известны. А в 1991 году мы проводили очень далеко на ПМЖ сразу двоих наших… И началась новая жизнь.
До тренерской работы тогда еще было далеко. Но дискотечный опыт мне пригодился. Работа с аудиторией в классическом образовании имеет свои особенности. В частности, тебя и аудиторию разделяет целая пропасть. Это и статус, и возраст, и опыт, и многое другое. Сравните, например, учителя и учеников. А в дискотеке ты и твоя аудитория настолько равны, настолько едины, что общение становится праздником. Эти ощущения, как мне кажется, я смог перенести в тренинговый зал. Я не вижу себя учителем, а слушателей тренингов – учениками, мы вместе переживаем и получаем в общении опыт, в котором каждый раз всё впервые. Более того, мы со всеми на «ты». Наиболее подходящее слово для того, чтобы охарактеризовать такие взаимоотношения, – партнеры. Ты вызываешь по отношению к себе ту реакцию, которую транслируешь сам. Возвращаясь к дискотеке, скажу, что это была для меня чуть ли не лучшая школа общения с большой аудиторией в 200-300 человек.
Я был в числе тех людей, которые в 1997 году создавали компанию «Миэль» как франшизу в г. Омск. Помню, как все начиналось. Мы въехали на один из этажей большого административного здания, в огромный пыльный зал, уставленный сигаретными коробками, потому что оттуда только что съехало представительство компании «Филипп Моррис». Первый день на рабочем месте был субботником в лучшем смысле этого слова. Мыли окна, стены, пылесосили, затем до вечера предавались мечтам, надеждам и пиву. Спустя некоторое время поставили офисные перегородки. Стали потихоньку обрастать имуществом. Компания начала укрупняться, становясь лидером омского рынка недвижимости. Но самое первое, что вспоминается – это большая чистка. Сейчас сотрудничаем с компанией «Миэль» практически во всех городах, где существуют ее представительства.
На тренерскую работу я перешел после 4 лет риэлтерской практики. Сначала по совместительству с риэлтерской деятельностью было управление отделом маркетинга. Потом к этому добавилась работа тренера. В итоге я выбрал то, что было ближе, интереснее, полезнее, то, что помогало развиваться, — тренерская деятельность стала основной.
Об успехе
Мне часто, как и вы только что, задают вопрос, считаю ли я себя успешным человеком. Я отвечаю на него осторожно. Потому что если я скажу, что я успешен, а завтра будет нечто большее, то мне придется признать, что вчера я успешен не был. Я просто туда двигаюсь. И я точно знаю, что абсолютный успех равносилен идеальному газу: всегда можно стремиться, но никогда не достичь. Я бы не хотел дойти до той точки, где можно сказать, что все в жизни достигнуто, и улечься на диванчик.
О результатах тренинга и ответственности тренера
Когда я покидаю тренинговый зал, я должен знать точно, что люди смогут и захотят применить полученные знания. Я несу ответственность за это. Дело в том, что если человек не получит понятных для себя результатов в течение месяца, его мотивация начнет снижаться помимо его желания и воли. Эффект достигается также за счет обсуждения этих тем разными людьми, таким образом прорабатываются и закрепляются знания. После тренинга человек некоторое время в этом живет, наблюдает за собой и качеством своей коммуникации. Если бы люди постоянно об этом напоминали себе и друг другу, то эффект был бы просто потрясающим. Но есть окружающая жизнь. Затопили соседи сверху, стукнули машину, ты потерял кошелек, попались нервные клиенты, кто-то хочет разорвать договорные отношения, что-то еще. Все это накладывает отпечаток. Поэтому человек не может жить в созданном на тренинге «тоннеле» всегда. И тем не менее, если на фоне обыденной жизненной текучки он будет себе постоянно напоминать о том, что есть способы что-то сделать более эффективно, есть и другие пути, то эта информация всегда будет в голове, и эффект будет классным. Я могу отвечать за результаты тренинга дистанционно – иногда напоминать руководству о том, что и как следует вспомнить, как поступать. Но по большому счету любой человек сам босс в своей жизни. Поэтому, если он не захочет или не сможет за это отвечать, я буду бессилен.
О прогрессе
Попробуйте заставить человека расти против его воли. Люди с избегательной мотивацией боятся потерпеть неудачу – это сильнее, чем ответственность за другие выборы. Испытывая чувства, которые он пережил бы в случае неудачи, он и не напрягается. На самом деле, вдруг не получится? Так, может, лучше не связываться? Но в самой высшей группе потребностей любого человека есть потребность в разнообразии и развитии. Если этого в жизни нет, если человек не растет как личность, как профессионал, его жизнь утрачивает энергию и превращается в существование без особого смысла. Человек стремится к разнообразию и росту. И те люди, которые боятся двигаться вперед, боятся достигать сверхсмелых (или хотя бы просто смелых) результатов, живут очень тяжелую жизнь, потому что она противоречит всем законам природы: человек к этому стремится и внутренне этому сопротивляется. Я не завидую таким людям.
Я не могу ответить на вопрос, замечаю ли я прогресс в развитии своих слушателей, Его надо задать людям, которые хотят чувствовать прогресс или не хотят. Никто другой не сможет за них ответить. Взглянуть на другого человека со стороны и сказать «да, он вырос», было бы неправильно. Правильный ответ такой: он взял ответственность за свое будущее. Он уверенно развивается, он в ладах с человеческой природой, самим собой, со своими целями и другими людьми.
О западных технологиях коммуникации в продажах.
Запад для меня – это некие очень простые, понятные, прямолинейные технологии. Запад у меня ассоциируется со словом завоевание: пространства, людей. Да и чисто исторически цивилизация завоевывала именно Запад, причем методически и прямолинейно. Технологии, существующие там, чрезвычайно просты для понимания, чем они и хороши: четко обозначено первое, второе, третье. Присутствует безупречная логика. Но это хорошо лишь частично, поскольку глубины русской души не всегда способны откликаться на раз, два, три. Не все в европейских и американских техниках общения накладывается на наш менталитет, нужен дополнительный «учет». В России так: делай раз, пункт а), б), в), делай два, пункт а), подпункт один, статья два и т.д. У нас все более многослойно, чем на Западе. Поэтому простые западные технологии должны специально накладываться на русский менталитет, что, в общем-то, и происходит. Те западные бизнес-тренеры, которые имеют значительный опыт работы на нашем рынке, уже адаптированы для России. Для меня яркий пример такого тренера – Майкл Бэнг, частично датчанин, частично англичанин, частично американец. В России работает с 1997 года, стараниями своей жены Аси, талантливого художественного переводчика, ведет тренинги практически на русском языке – это большая ценность. Очень рекомендую тренинги Майкла Бэнга в связи с тем, что он, без преувеличения, работает как российский тренер западного типа или западный тренер российского типа. Его тренинг – это яркий спектакль, бенефис, шоу. Нет ни малейшей разницы, сколько в зале человек – 10 или 1000, у него хватает энергии зарядить всех. Люди выходят «эбонитовыми палочками», от которых буквально искрит. И, как я уже говорил, в течение некоторого времени это искрение работает. Человек, который ушел с любого хорошего тренинга, должен позаботиться о том, чтобы оно длилось как можно дольше.
Об образовательных услугах
Некоторое время назад мы беседовали об образовательных программах по имиджу. Такие программы сейчас действительно очень популярны в Москве. Многие тренинговые компании предлагают такие темы, как имидж делового человека, деловой этикет, стилистика и т.д. Все то, что было раньше прерогативой богемы и специалистов в области моды, сегодня пришло в деловой мир. Изучают все, вплоть до сочетаний цветов, линий, узоров, рисунков. Интересуют все детали, значением которых еще недавно пренебрегали. Теперь внимание к деловому имиджу является очень важной частью обучения продажам. Он всегда влиял и работал на уровне подсознания, но сегодня от интуитивного понимания перешел в разряд сознательного. Ты хочешь создать некий доверительный образ в переговорах – соответствующим образом одеваешься, как человек, которому партнеры доверяют. Ты хочешь создать авторитарный имидж – одеваешься так, чтобы в тебе видели босса. Это если говорить упрощенно. Я тоже изучаю эту тему, стремлюсь соответствовать.
Во многих больших компаниях люди проходят образовательные программы по какому-то плану, который создают не они. Хочет человек или не хочет, руководство направляет его на тренинг. Иной раз сотрудник идет с какими-то ожиданиями. А иной раз, что называется, его пришли. В вашей компании люди приходят на тренинг с большим желанием. Поэтому мне всегда приятно с вами работать.
Можно еще парочку «модных» анекдотов от Фолькерта!
Согласен, давайте вместе улыбнемся напоследок.
— Товарищ прапорщик, вы любите футбол?
— Да.
— А какая ваша любимая команда?
— Смирно!
Новый русский на рынке:
— Бабка, почем эти зеленые бананы?
— Это не бананы, сынок, а огурчики.
— Как интересно! Свешай килограмм попробовать. Только каждый огурчик заверни отдельно. Спасибо. А у тебя, мужик, почем эти красные манго?
— Это не манго, это помидоры.
— Свешай килограмм, только каждый помидор заверни отдельно. Спасибо. А это еще что
у тебя такое, бабка?
— Это изюм, сынок, но он не продается…